Обзор поправок в Налоговый кодекс, которые вступили в силу в 2013 году

C 2013 года введена патентная система налогообложения, изменились ставки и льготы по налогу на прибыль и НДС, а также некоторые положения в отношении налога на имущество. Все основные изменения законодательства, которые важно учесть в работе, представлены в таблице.

 

В чем произошли изменения

Какая норма НК РФ изменяется или вводится с 2013 года

Как изменение или новшество повлияет на работу компании или ИП в 2013 году

Общие понятия Налогового кодекса

Обязанности налогоплательщиков по представлению бухгалтерской отчетности Налогоплательщики освобождены от обязанности сдавать в инспекцию квартальную бухгалтерскую отчетность, они представляют только годовую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ (далее – Закон № 97-ФЗ)) Изменения положительно отразились на налогоплательщиках. Во-первых, сдача только годовой отчетности разгрузит работу бухгалтеров и самих инспекций. Во-вторых, у инспекторов будет меньше шансов выявить несоответствие между данными бухгалтерского и налогового учета. В-третьих, теперь четко установлен крайний срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта включительно
Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков В перечень информации, которую предоставляют банки в налоговый орган, включены сведения о наличии вкладов (депозитов) или об остатках денежных средств на них, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) у организаций, предпринимателей и физлиц, не имеющих статус ИП (п. 2 ст. 86 НК РФ в ред. Закона № 97-ФЗ) До 1 января 2013 года налоговые органы не имели права получать эту информацию, тем более в отношении физлиц, что часто использовалось недобросовестными предпринимателями для сокрытия своей коммерческой деятельности от ревизоров. Теперь налоговикам будет проще доказать ведение физлицом предпринимательской деятельности без регистрации
Введен новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ введена новая глава 26.5«Патентная система налогообложения» (ст. 346.43–346.53 НК РФ) Главным минусом этого новшества является то, что система налогообложения на основе патента доступна только ИП, организации ее применять не вправе. Для ИП применение данного спецрежима выгодно. Во-первых, предусмотрена низкая ставка налога, а также освобождение от уплаты некоторых налогов. Во-вторых, предусмотрена возможность оплаты патента двумя платежами: одна треть в начале деятельности, оставшиеся две трети – в конце. В-третьих, переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется добровольно. Наконец, ИП не обязаны подавать в инспекцию налоговые декларации (ст. 346.52 НК РФ)
Налоговая тайна Расширен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (подп. 6 п. 1 ст. 102 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.06.11 № 162-ФЗ (далее – Закон № 162-ФЗ)) Теперь к налоговой тайне не относятся сведения, которые предоставляются в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Эти поправки связаны с регулированием процедур денежных переводов, функционированием электронных платежных систем и осуществлением надзора в национальной платежной системе

Налог на добавленную стоимость

Операции, не подлежащие налогообложению От НДС освобождены некоторые услуги на фондовых, товарных и валютных рынках, в том числе оказываемые регистраторами, депозитариями, дилерами, брокерами, клиринговыми организациями, маркет-мейкерами (подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.07.12 № 145-ФЗ (далее – Закон №145-ФЗ)) Эта поправка сделает российские компании, работающие в финансовом секторе, более конкурентоспособными, что будет способствовать повышению привлекательности российского финансового рынка
От НДС освобождается ряд услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемые управляющими организациями, приобретаемые у определенных лиц (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.12.11 № 417-ФЗ (далее – Закон № 417-ФЗ)) Изменение выгодно для компаний. Однако если эти услуги после 1 января 2013 года будут приобретаться у других, в том числе посреднических компаний, то операции по реализации этих услуг облагаются НДС по ставке 18% в общем порядке
Счет-фактура Налогоплательщики не составляют счета-фактуры по операциям реализации ценных бумаг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг (п. 4 ст. 169НК РФ в ред. Закона № 145-ФЗ) Данная норма введена в результате освобождения от НДС ряда услуг, осуществляющихся на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках

Налог на прибыль

Доходы, полученные в рамках благотворительной деятельности Уточнен порядок сдачи отчета налогоплательщиками, получившими имущество, работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, а также целевые поступления или целевое финансирование (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ в ред.Федерального закона от 29.11.12 № 206 ФЗ (далее – Закон № 206-ФЗ)) Налогоплательщики, получившие имущество, работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или финансирование, по окончании налогового периода представляют в инспекцию по месту своего учета отчет о целевом использовании этих средств в составе налоговой декларации. Ранее отчет представлялся по форме, утвержденной Минфином России
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы Ряд доходов, полученных профессиональным объединением страховщиков, созданным и предназначенным для финансирования компенсационных выплат, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (подп. 17 п. 251 НК РФ в ред.Федерального закона от 14.06.12 № 78-ФЗ (далее – Закон № 78-ФЗ)) Поправки обусловлены введением с 1 января 2013 года на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Заниматься обязательным страхованием могут только страховщики, являющиеся членами единого общероссийского профессионального объединения. За счет их отчислений формируется компенсационный фонд, из которого производятся выплаты пострадавшим в случае банкротства страховщика или отзыва у него лицензии. Такие отчисления относятся к целевым поступлениям. При налогообложении прибыли они не учитываются. То же самое касается сумм возмещения компенсационных выплат и расходов по рассмотрению требований потерпевших о компенсациях
Амортизируемое имущество Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 256 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) До этой поправки Минфин России в письме от 26.09.12 № 03-03-10/115 указывал, что если компания в рамках проведения работ по мобилизационной подготовке приобретает ОС, то амортизация по таким объектам не начисляется
Амортизационная премия Нет необходимости восстанавливать амортизационную премию при продаже основного средства до истечения пяти лет с начала эксплуатации. Обязанность по восстановлению осталась только при продаже объекта взаимозависимому лицу (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) Возможно, эта поправка сподвигнет большее количество компаний применять амортизационную премию
Стоимость амортизируемого имущества При определении остаточной стоимости основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, вместо показателя первоначальной стоимости необходимо использовать показатель стоимости, по которой такие объекты включены в соответствующие амортизационные группы или подгруппы (п. 1 ст. 257 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) С 2013 года Налоговый кодекс содержит четкие правила определения остаточной стоимости имущества, по которому была применена амортизационная премия. Это позволит избежать разногласий с налоговыми органами
Расчет сумм амортизации Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его госрегистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) Теперь компании вправе начислять амортизацию сразу после ввода объекта в эксплуатацию, что является положительным моментом для всех налогоплательщиков. Ранее для этого требовалось документальное подтверждение подачи документов на госрегистрацию (п. 11 ст. 258 НК РФ утратил силу с 2013 года)
Повышающие коэффициенты к норме амортизации Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент только в отношении амортизируемых основных средств, которые будут приняты на учет до 1 января 2014 года (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) Фактически законодатели запретили применять повышающие коэффициенты к тем ОС, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2014 года. Это самый невыгодный вариант разрешения спорных вопросов по применению повышающих коэффициентов
Резервы по сомнительным долгам Теперь под безнадежными также понимаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае, если:

  • невозможно установить местонахождение должника, его имущества;
  • имущество отсутствует и все принятые судебным приставом-исполнителем меры оказались безрезультатными (абз. 2 ст. 266 НК РФ в ред.Закона № 206-ФЗ)
До введения такого изменения безнадежные долги были острой темой для налогоплательщика. Так, ФНС России высказывала мнение о том, что такой долг не является безнадежным, а поэтому не может списываться в составе внереализационных расходов (письмо от 06.09.10 № ШС-37-3/10674). Минфин, напротив, поддерживал налогоплательщиков и признавал, что действительно необходимо внесение изменения в статью 266 НК РФ в части уточнения порядка признания безнадежными долгов, подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу (письмо от 22.10.10 № 03-03-05/230).В результате законодатели закрепили положение в НК РФ, выгодное для налогоплательщиков
Расходы при реализации основных средств При реализации ОС взаимозависимому лицу до истечения пяти лет с момента введения его в эксплуатацию остаточная стоимость объекта увеличивается на сумму восстановленной амортизационной премии (п. 1 ст. 268 НК РФ в ред. Закона № 206-ФЗ) До введения такой поправки доходы компании фактически облагались дважды. Так, до 2013 года организация, которая продала ОС до истечения пятилетнего срока, не только была обязана восстановить премию и включить ее во внереализационные доходы, но и не могла уменьшить доход, полученный от продажи такого ОС (письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-03-06/1/527)
Признание доходов при методе начисления Датой реализации недвижимого имущества для получения дохода признается дата его передачи приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче (п. 3 ст. 271 НК РФ в ред.Закона № 206-ФЗ) Ранее существовали споры, на какую дату признавать доход: на дату передачи, на дату подачи документов на госрегистрацию или на дату самой госрегистрации сделки по продаже. Теперь эта неясность снята, хотя Налоговый кодекс закрепил самый невыгодный вариант для продавца
Налоговые ставки Для сельхозпроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на ЕСХН, ставка налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими (произведенной и переработанной собственной) с/х продукции, составляет 0% (п. 1.3 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.10.12 № 161-ФЗ (далее – Закон № 161-ФЗ) Теперь ставка на прибыль 0% для указанных категорий налогоплательщиков закреплена непосредственно в НК РФ и без ограничений по срокам. Отметим, что ранее ставка 0% установлена наu срок с 2004 по 2012 год (письмо Минфина России от 08.10.12 № 03-03-06/1/522)
Расходы страховых организаций Отчисления в компенсационный фонд уменьшают налогооблагаемую прибыль (ст. 294 НК РФ в ред. Закона № 78-ФЗ) До 2013 года такие отчисления не учитывались при исчислении налога на прибыль

Налог на доходы физических лиц

Доходы, не подлежащие налогообложению Гранты, предоставленные главам крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие хозяйства, на развитие семейной животноводческой фермы, и субсидии, выделенные им из бюджетной системы России, не облагаются НДФЛ. Отметим, что речь идет и о единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера (п. 14.1 и14.2 ст. 217 НК РФ в ред. Закона № 161-ФЗ) Льготный порядок применяется в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 года (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.10.12 № 161-ФЗ). До введения указанных положений позиции контролеров по этому вопросу не совпадали. Минфин России считал, что субсидии, полученные из бюджета субъекта РФ в рамках национального проекта, не облагаются НДФЛ, поскольку подпадают под действиепункта 3 статьи 217 НК РФ (письмо от 14.07.06 № 03-05-01-03/81). А ФНС России указывала на то, что перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, является закрытым, и субсидии, предоставляемые главам крестьянских хозяйств, в него не включены (письмо от 19.04.06 № 04-2-02/313@)
Освобождается от обложения НДФЛ ряд доходов (п. 37.2 и 41 ст. 217 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.12 № 205-ФЗ(далее – Закон № 205-ФЗ)) Освобождены от налогообложения НДФЛ доходы:

  • в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам;
  • в виде имущества (жилого помещения, земельного участка), полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно из государственной или муниципальной собственности, либо жилого помещения, предоставленного на основании решения федерального органа исполнительной власти военнослужащим, в соответствии сФедеральным законом от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)

Налогоплательщики Для перехода предпринимателя на уплату ЕСХН вместо заявления теперь необходимо подавать уведомление (п. 5 ст. 346.2 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Для перехода на ЕСХН введен уведомительный порядок, а не разрешительный, что является положительным моментом для налогоплательщика
Признание доходов и расходов В расходах можно учитывать налоги и сборы, кроме ЕСХН (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в ред.Закона № 94-ФЗ) Данное положение невыгодно для налогоплательщика, так как уплаченная в бюджет сумма ЕСХН не включается в состав расходов при определении базы по данному налогу
Отменяется обязанность переоценивать валютные ценности и обязательства в целях уплаты ЕСХН (подп. 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ утратил силу – Закон № 94-ФЗ) Данное изменение продиктовано тем, что расходы плательщика ЕСХН учитываются после их фактической оплаты, поэтому курсовые разницы, предусмотренные у него, не возникают, а значит, и нет обязанности по их переоценке
Доходы и расходы от переоценки валютных ценностей и обязательств в целях уплаты ЕСХН не определяются и не учитываются (п. 5.1 ст. 346.5 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Это изменение продиктовано отменой обязательства по переоценке валютных ценностей и обязательств
Признание доходов и расходов Введено, что при возврате покупателю ранее полученных авансов на соответствующую сумму уменьшаются доходы того налогового периода, в котором произведен возврат (абз. 6 подп. 1 п. 1 ст. 346.5 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Большим плюсом является положение о возврате авансов. Ведь ранее соответствующие разъяснения о порядке учета ранее полученного аванса при его возврате давал только Минфин России (письма от 15.10.10 № 03-11-09/88 и от 12.04.10 № 03-11-06/1/11). А с 1 января 2013 года такая норма прямо закреплена в налоговом законодательстве
Начало и прекращение применения ЕСХН Изменен срок подачи уведомления о переходе на уплату ЕСХН. С 1 января 2013 года оно подается в инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу, а не до 20 декабря, как ранее (п. 1 ст. 346.3 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ). Увеличен срок подачи уведомления для вновь созданной организации или вновь зарегистрированного ИП (п. 2 ст. 346.3 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ).Также закреплено, что в случае непредставления уведомления о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки организации и предприниматели не признаются плательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 346.3 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ). Установлено, что при отсутствии в первом налоговом периоде доходов от с/х деятельности, при условии отсутствия нарушений по требованиям, установленным для применения ЕСХН, вновь созданная организация или ИП вправе продолжать применять ЕСХН (п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ в ред.Закона № 94-ФЗ) Увеличение срока для уведомления инспекции о переходе на ЕСХН вновь зарегистрированным налогоплательщиком с 5 до 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет выгодно для бизнеса.Также плюсом является положение о том, что вновь созданная организация вправе продолжать применять ЕСХН, даже если в первом налоговом периоде у нее отсутствовали доходы от сельскохозяйственной деятельности. Главное, за этот период у нее не было нарушений требований, установленных для применения ЕСХН.

Напомним, что ранее чиновники считали, что при отсутствии доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение этого ЕСХН (письмоФНС России от 24.11.10 № ШС-37-3/16198@). Однако суды поддерживали налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального от 01.03.12 № А23-2534/2011 и Дальневосточного от 21.04.10 № Ф03-2288/2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.08.10 № ВАС-11485/10) округов).

Таким образом, с 1 января 2013 года в отношении вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей спор решился в их пользу. Что нельзя сказать о ранее зарегистрированных и переходящих на уплату ЕСХН. Такое упущение законодателей – явный минус

Упрощенная система налогообложения

Налогоплательщики При расчете лимита стоимости амортизируемого имущества для целей «упрощенки» учитывается только остаточная стоимость основных средств (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Теперь остаточная стоимость нематериальных активов не влияет на право организации применять спецрежим, что расширит количество организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения
Установлено правило, что при непредставлении уведомления о переходе на «упрощенку» в установленные сроки налогоплательщики не вправе применять этот спецрежим (подп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред.Закона № 94-ФЗ) Ранее такое мнение высказывали только налоговые органы (письмо ФНС России от 02.11.10 № ШС-37-3/14713@). Однако налогоплательщики могли его оспорить в суде, так как арбитры в большинстве случаев поддерживали налогоплательщиков (постановления ФАС Поволжского от 03.02.12 № А65-15105/2011Северо-Кавказского от 25.01.12 № А32-12479/2011 и Западно-Сибирского от 24.01.12 № А27-6733/2011 округов). Однако после закрепления нормы в НК РФ арбитры вряд ли примут сторону налогоплательщиков
Начало применения «упрощенки» Увеличен срок, отведенный на уведомление инспекции о переходе на спецрежим вновь зарегистрированного налогоплательщика (п. 2 ст. 346.13НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП должны подать уведомление в инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Ранее такой срок составлял 5 рабочих дней
Лимит по доходам для применения «упрощенки» Предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение спецрежима, остался равным 60 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ).Также пункт 4 статьи 346.13 НК РФ дополнен абзацем – в случае, если налогоплательщик применяет одновременно УСН и патентную систему, при определении величины лимита доходов учитываются доходы по обоим спецрежимам Оставление лимита по доходам неизменным выгодно для компании, так как ранее в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ было ограничение в 20 млн. руб. и действия этого пункта были временно приостановлены с 20 июля 2009 года по 1 января 2013 года. На срок приостановления был установлен предельный размер доходов в сумме 60 млн. руб. во временно действовавшем пункте 4.1 статьи 346.13 НК РФ
Прекращение применения «упрощенки» Закреплен порядок действий налогоплательщика и срок их выполнения в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН (п. 8 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) В случае прекращения применения упрощенной системы налогообложения организация обязана подать в налоговую инспекцию уведомление не позднее 15 рабочих дней.Кроме того, для налогоплательщиков, прекративших вести деятельность, в отношении которой применялась УСН, установлены особые сроки уплаты налога и представления декларации – не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности
Порядок определения расходов С 2013 года расходы на НИОКР признаются в соответствии состатьей 262 НК РФ, а не только с ее пунктом 1 (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Поправка спорная. С одной стороны, статья 262 НК РФ вводит некоторые ограничения по сумме расходов по сравнению с порядком, ранее действовавшим для «упрощенцев». С другой стороны, есть возможность использовать выгодные положения этой статьи
Отменена обязанность переоценивать валютные ценности и обязательства (подп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ утратил силу – Закон № 94-ФЗ). Также отменяется обязанность учитывать в доходах и расходах положительные и отрицательные курсовые разницы при переоценке валютных ценностей и обязательств (п. 5 ст. 346 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Теперь переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в связи с изменением курса не производится, доходы и расходы от такой переоценки не определяются и не учитываются
Порядок исчисления и уплаты налога Начал действовать уточненный порядок уменьшения единого налога (авансовых платежей по налогу) на суммы страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также пособий по временной нетрудоспособности (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) В частности, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом доходы, могут уменьшить сумму налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности в части, оплаченной работодателями за первые 3 дня болезни, но не покрытой выплатами из ФСС.Это невыгодно для компании, так как в последнее время чиновники признавали, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшить налог на всю сумму пособий, выплаченных работнику, независимо от того, за чей счет такая выплата осуществлялась (письма Минфина России от 13.12.11 № 03-11-06/2/169 и ФНС России от 15.06.11 № ЕД-4-3/9475)
Налоговая декларация Установлен срок уплаты налога и подачи декларации в случае прекращения «упрощенной» деятельности (ст. 346.23 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Изменения значительно ограничили налогоплательщика, закрепив конкретные сроки. Так, при утрате права на применение УСН уплатить налог и подать декларацию налогоплательщик должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима.Ранее таких сроков установлено не было. Поэтому налогоплательщики могли подать декларацию в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но не позднее 31 марта следующего года. Уплатить налог нужно было также в общем порядке (не позднее дня подачи налоговой декларации), но можно было сделать это и до наступления срока

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Общие положения Организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются такие организации, вправе применять единый налог на вмененный доход даже при превышении лимита средней численности работников (абз. 2 подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ в ред. Закона № 161-ФЗ) С одной стороны, это положительный момент для налогоплательщика, если бы не то, что это исключение в отношении организаций потребительской кооперации будет действовать только до 31 декабря 2017 года включительно
Единый налог на вмененный доход уплачивается при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении для указанных средств во временное владение (в пользование) мест для стоянки (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ).Кроме того, реклама на транспортных средствах (в целях применения ЕНВД) должна размещаться на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Минфин России ранее указывал на правомерность применения организациями единого налога на вмененный доход при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию мототранспортных средств (письма от 17.08.11 № 03-11-11/211 и от 20.10.10 № 03-11-11/273). Теперь такая позиция закреплена в НК РФ.Следует отметить, что также законодательно закреплено и мнение финансового ведомства по отношению к рекламе на транспортных средствах. Минфин указывал, что под обложение ЕНВД подпадает деятельность по размещению рекламы как снаружи, так и внутри транспортных средств (письма от 06.06.12 № 03-11-06/3/41 и от 25.01.10 № 03-11-09/03)
Установленное ограничение по количеству работников для перехода и утраты права на применение ЕНВД определяется исходя из средней численности сотрудников (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Поправка невыгодна для компаний, так как теперь лимит по количеству работников определяется исходя из средней, а не среднесписочной численности работников.При этом показатель «средняя численность» включает в себя не только саму среднесписочную численность, но и среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам (п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв.приказом Росстата от 24.10.11 № 435)
Налогоплательщики Установлен порядок и сроки перехода на ЕНВД (п. 1–3 ст. 346.28 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) С 2013 года применение системы налогообложения в виде ЕНВД не является обязательным. Организации и предприниматели могут добровольно перейти на данный спецрежим при соблюдении установленных ограничений.Отметим, что с 2018 года единый налог на вмененный доход будет отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ)
Объект налогообложения и налоговая база Установлен порядок расчета вмененного дохода при постановке и снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (п. 10 ст. 346.29 НК РФ в ред. Закона № 94-ФЗ) Минус в том, что при нарушении срока представления заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход датой снятия с учета является последний день месяца, в котором такое заявление подано.Это означает, что уплатить единый налог придется за полный последний месяц ведения облагаемой ЕНВД деятельности, а не за фактическое число дней ее осуществления
Порядок и сроки уплаты единого налога Установлен порядок уменьшения сумм ЕНВД на сумму страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС (п.2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ в ред.Закона № 94-ФЗ) В частности, плательщики ЕНВД уменьшают сумму единого налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности в части, оплаченной работодателями за первые 3 дня болезни, но не покрытой выплатами, произведенными страховыми организациями

Налог на имущество организаций

Объект налогообложения Объекты, которые ранее были освобождены от налога на имущество организаций, теперь не признаются объектами налогообложения (подп. 3–8 п. 4 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.12 № 202-ФЗ(далее – Закон № 202-ФЗ)) Среди таких объектов памятники истории и культуры федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов, космические объекты и т. д.
Объектом налогообложения не признается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в ред.Закона № 202-ФЗ) Освобождение от налога на имущество распространяется на любое движимое имущество при условии, что объект принят на учет в качестве основных средств 1 января 2013 года или позже. Отметим, что в новой формулировке НК РФ нет ограничений о том, что объект должен быть исключительно новым. Поэтому поправка фактически дает возможность компании сэкономить в отношении объектов, которые уже числятся на балансе
Налоговые льготы Отменены льготы в отношении некоторых объектов (п. 591012и 18 ст. 381 НК РФ утратили силу –Закон № 202-ФЗ). Изменен пункт 11 статьи 381 НК РФ – Закон № 202-ФЗ Льготы отменены в связи с тем, что объекты, перечисленные в пунктах 591012 и 18 статьи 381 НК РФ, с 1 января 2013 года освобождены от налога на имущество. Также отменена налоговая льгота в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таковых. Данная льгота предоставляется только в отношении имущества, которое указано в перечне, утвержденномпостановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 504(письма Минфина России от 09.07.12 № 03-05-05-01/43 и от 14.06.12 № 03-05-05-01/34)

Земельный налог

Объект налогообложения Из перечня земельных участков, не облагаемых земельным налогом, исключены некоторые участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ (подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ утратил силу – Закон № 202-ФЗ) Такие поправки не повлияют на деятельность большинства компаний
Налоговая ставка Скорректирован перечень земельных участков, облагаемых налоговой ставкой 0,3% (абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в ред.Закона № 202-ФЗ), а также уточнен порядок определения ставки (п. 3 ст. 394 НК РФ в ред.Закона № 202-ФЗ) Это также касается участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ

Государственная пошлина

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины Установлено новое правило подтверждения оплаты госпошлины (абз. 4 и 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ – Федеральный закон от 28.07.12 № 133-ФЗ) Теперь факт уплаты госпошлины подтверждается информацией об уплате государственной пошлины, направляемой платежной системой в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. При наличии такой информации в системе дополнительное подтверждение уплаты плательщиком госпошлины не требуется, что, несомненно, выгодно для компаний и ИП
Размеры государственной пошлины С 1 января 2013 года утратили силу ряд статей, устанавливающих размеры государственной пошлины (п. 10 ст. 333.19 и п. 13 ст. 333.21 НК РФ утратили силу –Федеральный закон от 27.12.09 № 374-ФЗ) Так, госпошлина отменена: – за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов и т. д. в судах общей юрисдикции и мировыми судьями (п. 10 ст. 333.19 НК РФ утратил силу); – за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов и т. д. по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (п. 13 ст. 333.21 НК РФ утратил силу)
Яндекс.Метрика