Сложности применения нового порядка ведения кассовых операций в 2012году

Как известно, с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации вступил в действие новый порядок ведения организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых операций с наличностью.

Применение нового Положения определило и множество вопросов, связанных с данной тематикой, поступивших от наших клиентов.

Рассмотрим наиболее распространенные.

— Как индивидуальному предпринимателю забрать выручку на личные расходы?

— Забрать выручку индивидуальному предпринимателю можно с помощью двух вариантов, а именно:

Вариант 1. В конце дня забирать выручку из кассы, выписывая РКО и указывая в нем, к примеру: «На личные нужды». Это не будет нарушением правил кассовой дисциплины — ни тех, что ограничивают цели расходования наличной выручки, ни тех, что обязывают хранить сверхлимитные наличные в банке. Ведь в момент такого изъятия деньги перестают участвовать в предпринимательской деятельности (и вы это зафиксировали, составив РКО).


При применении данного варианта установление лимита остатка наличных в кассе теряет всякий смысл. И если вы до сих пор работали без расчетного счета, то открывать его нет надобности.

Возможно налоговики в данном варианте усмотрят нарушение правил хранения свободных денег (поскольку те не сдаются в банк, а изымаются в карман ИП) и попытаются вас за это оштрафовать.

Вариант 2. Поэтому самые осторожные предполагают действовать иначе: сдавать всю сверхлимитную наличность в банк для зачисления на свой «предпринимательский» расчетный счет и затем уже снимать с него деньги с формулировкой «на личные нужды». Таким образом, переход наличных из предпринимательской сферы в личную будет зафиксирован банком.


Этот вариант плох прежде всего тем, что заставляет платить банковские комиссии. Кстати, они могут оказаться ощутимо больше штрафа для предпринимателей (он составляет максимум 5000 руб.).

— Возможно ли привлечение к ответственности в конце 2011 года по статье 15.1. за отсутствие оборудованной кассовой комнаты?

— Закон, отменяющий административную ответственность за какое-либо правонарушение, имеет обратную силу. Начатое производство по административному делу должно быть прекращено.


Если в конце года вы имели на руках постановление о назначении штрафа за необорудование кассы, но штраф пока не взыскан, вы не должны его платить. Но автоматически производство по делу не прекратится. Для этого нужно предпринять некие действия:
  • Постановление о назначении штрафа вступило в силу и находится в стадии исполнения. Тогда срочно идите в ту инспекцию, которая вас оштрафовала, и подавайте ходатайство о прекращении исполнения постановления в связи с отменой закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.

  • Постановление не вступило в силу, поскольку было обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд. На ближайшем же рассмотрении вашей жалобы обязательно заявите, что обязанность оборудовать кассовые комнаты уже отменена. Как оказалось, далеко не все еще в курсе: мы обнаружили несколько судебных решений, вынесенных уже в 2012 г., где суд признал правомерным наложение штрафа за отсутствие кассы.
— Необходимо ли индивидуальному предпринимателю при отсутствии главного бухгалтера и кассира расписываться вместо них в кассовых документах?

— Если предприниматель ведет кассовые операции сам, то расписываться за главбуха и кассира не следует. Счета бухучета в документах указывать не нужно, поскольку ИП бухучет пока не ведут. Лучше составить РКО, просто указав, на какие цели будут потрачены деньги.

— В соответствии с новым Положением кассир должен снабжаться печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции. Что это за реквизиты?

— Все очень просто: имеются в виду традиционные штампы «Оплачено», «Принято», «Выдано» с текущей датой. Такими штампами нужно снабдить кассира.

— В соответствии с новым Положением деньги под отчет теперь можно выдавать работникам только по их заявлениям, на которых есть собственноручная надпись руководителя о сумме наличных и сроке, на который их нужно выдать, а также его подпись и дата. А что делать в случаи выдачи под отчет руководителю? Нужно ли составлять заявление?

— Согласно новому порядку выдачи наличных денег для выдачи наличных денег работнику под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П). Никаких особенностей по выдачи под отчет руководителю организаций не установлено. Поэтому при выдаче под отчет руководителю также необходимо заявление.

— Можно ли предусмотреть внутренним локальным актом, что заявления на выдачу наличных подписываются не руководителем, а заместителем?

— Да. Вместо руководителя одобрить выдачу денег может другой уполномоченный им на то человек. Это следует из пункта 1.2 нового Положения.


— На какие цели может тратиться наличная выручка?

— В Положении о возможных целях ее расходования ничего не сказано, их закрытый перечень закреплен в другом документе ЦБ РФ. Наличная выручка может идти только:
— на выдачу зарплаты, стипендий и прочих выплат работникам;
— закупку товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
— командировочные расходы;
— возврат покупателям денег за оплаченные ранее наличными и возвращаемые ими вам товары, не выполненные вами работы, не оказанные вами услуги.

 
То есть вы не можете, к примеру, из наличной выручки вернуть или выдать заем.


Сербина Дарья Сергеевна,
Зам. директора по аудиту, аттестованный аудитор 
 

Яндекс.Метрика